Возможно вам приходилось испытывать восхищение какой-нибудь встречной дамой, которая одела шаль, платок или шарф на первый взгляд небрежно, но крайне элегантно, и задавать себе вопрос — как у неё получилось так искусно подобрать цветовую гамму или акцентировать внимание окружающих на элегантном предмете своего гардероба?
Много сотен лет шаль и платок выполняли крайне важную роль и являлись ключевым элементом в традиционной русской женской одежде.
Внешний вид каждого экземпляра был уникальным и кроме декоративной функции выполнял еще информативную, свидетельствуя о семейном и социальном положении обладательницы. Методы вышивки, плетения и ткачества крепко переплелись в народных технологиях изготовления этой функциональной и яркой одежды.
С развитием технологий ручные трудоемкие операции были заменены автоматизированным производством, но всегда существовала огромная пропасть между заводскими шалями выпускаемыми «на потоке» и настоящим классическим старорусскими технологиями где каждый экземпляр хранит индивидуальность и тепло рук мастерицы.
Шаль — это крупный прямоугольный платок из тонкой шерстяной ткани с цветочной каймой или орнаментом; мерная тонкая шерстяная ткань саржевого переплетения. В XV в. в Кашмире делались шали из тонкой шерсти тибетских коз.
Подлинные кашемировые шали распространились в Европе в эпоху Директории. Они дополняли одежду, имитирующие античный образец — присборенную, без рукавов и с глубоким декольте. Дорогостоящие настоящие кашемировые шали очень скоро начинают заменяться более дешёвыми подделками.
Мода на шали продержалась всю эпоху бидермейер, особенно популярны они были в правление императрицы Евгении, супруги Наполеона III (1826 — 1920 гг.). Тонкие и тёплые восточные шали появились в России на рубеже XVIII — XIX вв., распространившись необычайно быстро, так как без них “античная “ мода даже в странах с более умеренным климатом долго бы не продержалась.
Шали в Европу прибывали как из английской колонии — Индии, так и распространились через Францию (где шали появились в конце XVIII в. после египетских походов Наполеона I).
Производство русской шали началось уже в самом начале XIX в., но первые образцы подражали восточным. Шали были очень большого размера, и умению носить их придавалось большое значение. В углы шали вшивались золотые шарики, своей тяжестью удерживавшие шали в нужном положении. Эти шарики иногда вплетались в кисти.
Цвет шали и соотношение каймы с фоном подчинялись моде. В начале XIX в. предпочитали резкие контрасты. К тому моменту, когда шали перестали быть обязательным дополнением к “греческому” платью, они не вышли из моды, но их оформление претерпело значительные изменения — орнаментами покрывались не только края шали, но вся её поверхность. Излюбленным орнаментом оставались восточные “огурцы” или “миндаль”, сплошь затканные мелким цветочным узором.
По мере того как шали старинного образца начали выходить из моды, им нашли иное применение — стали шить из них платья, мужские жилеты и др. Под влиянием моды на шали, появилась и ткань шали, выполненная в той же технике, их того же сырья, так же орнаментированная, как шали второй трети XIX в. (со сплошным узором по едва выступающему полю). Декор ткани был подвержен моде. Орнамент стал не только тканным, чем изначально славились восточные и первые русские шали, но и набивной, с вышивкой шёлком. Новой моде более подходили квадратные шали, которые было удобно носить на плечах.
Название “шаль” стало относиться и к большим шёлковым, бумажным и шерстяным платкам с печатными букетами из разнообразных цветов или восточных мотивов. Изменения в моде шалей-платков отразились и в моде на узоры мерных тканей, в которых стали преобладать “розаны”. Во второй половине ХХ в. мода на шали и ткани такого типа вновь вернулась.

Комментарии запрещены.

Реклама