Колокольцовы – дворянский род, живший в Пензенской губернии в XIX столетии. Среди них были и декабристы, и военачальники, и многие другие знаменитости. Кроме того, Колокольцовы одни из зачинателей производства в России шалей ручной работы.
Российские предприниматели, пытавшиеся освоить производство шалей восточного типа, столкнулись с рядом серьезных трудностей. Прежде всего, лучшие шали – кашмирские – выделывались из пуха тибетских коз. Понятно, что получение этого сырья было связано с чрезвычайными трудностями и дороговизной. Была найдена замена ему – пух киргизских коз и сайгаков, по некоторым показателям превосходивший тибетский аналог.
Однако, отыскав сырье, долго учились его обработке. Потребовались годы, чтобы найти способ его расчесывания и подготовки к прядению. Первые удачные опыты в этом направлении относятся к 1802 году.
В 1809 году Н.А. Мерлина (внучка Колокольцовых) начала расчесывать пух длиннозубчатыми гребнями, изготовленными из мамонтовой кости. В 1813 году удалось перенять опыт расчесывания пуха в Европе горячими стальными гребнями с длинными круглыми зубьями, которые опускались в подогретое деревянное масло, а потом ими обрабатывался пух. Так открыли способ подготовки сырья к прядению, причем нитка была тоньше человеческого волоса, а в стандартном моточке пряжи весом в 13 граммов заключалась нить длинной в 4,5 километра. Работа шла медленно: 3-4 рабочих за день могли выткать не более полусантиметра шалевой ткани, причем концы нитей заделывались особым образом, изделие не имело изнанки, ткачество было двусторонним. Как правило, на работу отбирались молодые девушки с хорошим зрением, так как в изделии насчитывалось до 60 оттенков. Работа велась особыми иглами, число которых соответствовало количеству оттенков.
…Сведения о начале шалевого производства в России дошли до нас далеко не в полном объеме. Известно, что Надежда Мерлина основала свою фабрику в Нижегородской губернии в 1800 году. В.А. Елисеева основала свое производство в 1813 году в Воронежской губернии. Потом оно перешло к ее сестре Н.А. Шишкиной. В свою очередь, Н. Мерлина в 1834 году перевела производство своих шалей в село Подрядниково Рязанской губернии.
В 20-е годы XIX столетия на выставках мануфактурных изделий появились шали Колокольцовых, в конце 40-х годов упоминается шалепроизводчица, мокшанская помещица княгиня Еникеева. Таким образом, славу российским шалям ручной выработки принесли фабрики Н.А. Мерлиной, В.А. Елисеевой, Н.А. Шишкиной и Колокольцовых.
Н.А. Мерлина принадлежит к пензенским Колокольцовым, она родная сестра двух шалепроизводителей Дмитрия Аполлоновича и Григория Аполлоновича Колокольцовых, которые были одновременно дворянами пензенскими и саратовскими, организовавших производство шалей в своих имениях в селе Ивановском и в селе Александровка Саратовской губернии. Итак, из 4-5 виднейших шалепроизводителей России 3 были из рода Колокольцовых.
В селе Сыромяс Городищенского уезда проживал отставной сенатор барон Федор Михайлович Колокольцов с супругой, а в Пензе – его племянник, председатель Верхнего суда Аполлон Никифорович Колокольцов с супругой. Оба были людьми предприимчивыми, крупными землевладельцами, и оба вели шалевое дело. В дальнейшем их ремесло переняли дети Дмитрий, Григорий, Надежда и успешно его развили.
Расцвет шалевого производства относится к 20-30 годам XIX века. Качество изделий повышалось, спрос удовлетворялся все полнее. В 1818 году царский двор пребывал в Москве. С этого времени колокольцовские шали считаются необходимой принадлежностью туалета. В них драпируются дамы, к ним приспосабливаются моды, из них шьется верхнее платье, даже халаты.
Наконец, организаторы шалевого дела получают всероссийское признание на первых выставках мануфактурного производства. Это случилось в 1829 году, когда в Петербурге открылась первая выставка промышленных изделий, на которой было представлено пять шалевых фабрик. Изделия Нижегородской фабрики Н.А. Мерлиной были оценены в 1500-2000 рублей и отмечены малой золотой медалью. Шаль, выработанная в Саратовской губернии (ныне это села Агаревка и Марьевка под Малой Сердобой), на фабрике статского советника Д.А. Колокольцова, была приобретена для царского двора за 5500 рублей и отмечена малой золотой медалью. На этой же выставке были представлены хрустальные изделия завода князя Оболенского из Пензенской губернии, которые удостоились большой золотой медали.
Подобные выставки проходили и в Пензе. Пензенская помещица Анна Печерина и мокшанская помещица Полякова выставили шали козьего пуха с цветными каймами. Генерал-майорша Надежда Панютина представила такую же шаль, а кроме нее цветную кайму к платку и такую же к шарфу. Дело в том, что на изготовление шали уходило много времени. Поэтому практиковались выделка полотна и каймы на разных станах, и даже на разных фабриках. Потом шаль соединялась в единое целое при помощи специально вытканной каймы. Могла быть «полосатая» шаль, то есть шаль, сшитая из отдельных цветных полос.
Ручное производство кашмирских шалей в России имело достаточно массовый характер, а изделия фабрик Елисеевой-Шишкиной и Колокольцовых представляли собой наивысшие достижения русских шалепроизводителей в изготовлении двухсторонних, безызнаночных шалей.
В 1851 году шали ручной работы последний раз демонстрировались на выставке в Лондоне. Последующая через 10 лет отмена крепостного права и обезземеливание дворян сделали существование ручного шалевого производства невозможным. Но то, что было достигнуто в первой половине XIX века дворянами-организаторами шалевого производства и крепостными крестьянами-ткачами, вошло в историю русского прикладного искусства как эталон произведений подобного рода.
Следующие поколения шалепроизводителей в отличие от ручного ткачества развивали массовое производство при помощи машин и механизмов, часто поступаясь при этом качеством. В конце
30-х годов XX века уцелевшие фабрики ручной выделки производили изделия только на заказ.

Комментарии запрещены.