Ткани в Древнем Риме, как и в Греции, изготовлялись вручную, материалом служили овечья шерсть и лен. Римский ткацкий станок был гораздо примитивнее древнеегипетского, однако Рим внес свой вклад в технику ткачества, создав рациональную конструкцию челнока. Нить утка наматывалась на цевку, которую для предохранения утка от преждевременного разматывания и запутывания в основе стали вкладывать в особую коробку, заостренную на концах (для удобства прокладки в нитях основы). Цевка была очень легкой и делалась из камыша. Один конец намотанного на цевку утка пропускали через боковое отверстие коробки. При прокидывании утка цевка вращалась в коробке, отматывая часть нити определенной длины. Подобная конструкция без особых изменений сохранилась до наших дней.
В период Империи с Востока стали завозить дорогие шелковые ткани. Фунт такого шелка стоил фунт золота. Вместе с тонкими и прозрачными шелками модны были плотные и тяжелые типа парчи, которые становились все более популярными.
Туника и тога — основа древнеримского мужского костюма, хотя и отличались по своему художественному и конструктивному решению от греческого хитона и гиматия, однако имели много общих черт.
Рубахоподобная туника служила древнему римлянину повседневной домашней одеждой. Она уже не была простым куском ткани, в который драпировали тело. Сшитая из двух полотнищ, туника закрывала оба плеча, а надевалась через голову и сначала имела лишь боковые проймы для рук. Потом у нее появились короткие по локоть рукава, которые не вшивались, а образовывались складками ткани; их долго считали признаком щегольства и изнеженности.
Воротника у туники не было — вся античная одежда была лишена воротников, в них не ощущали нужды и потому, быть может, тогда не изобрели. Длинную до колен тунику подпоясывали. Это нехитрое, на наш сегодняшний взгляд, изделие наделялось древними римлянами иерархическими символами. Каждый должен был знать свое место, и туника тоже не могла оставлять никаких сомнений на этот счет. Сенатор облачался в тунику с широкой пурпурной полосой («clavi»). Называлась такая туника «tunica laticlavia». Всадники и трибуны из плебеев могли позволить себе лишь узкие пурпурные полосы на тунике — «angusticlavia». Солдатской тунике предписывалось быть короче гражданской.
У римлян бытовало выражение «populas tunicatus», то есть «носящий тунику» (без тоги), иначе «простонародье», «рубашечники» («tunicati»). Простонародная туника была короткой и темной («tunica pulla»). В римском сенате одно время обсуждалось предложение ввести для всех рабов одинаковые туники, что, как казалось законодателям, облегчило бы поимку беглецов. Но восторжествовала осмотрительность: сенаторы рассудили здраво — такая одежда лишь укрепила бы чувство солидарности и единения среди рабов, а между тем угроза восстания становилась все более реальной.
Древние римляне называли себя «gens togata» — «людьми в тоге».
Тога — одежда этрусского происхождения, в буквальном переводе означает «покрытие». Представляла собой кусок материала, как правило, из белой шерсти, который носили как плащ. Ни рабы, ни чужеземцы, ни ссыльные не имели права носить тогу.
Но тога была не только выражением римской принадлежности. Она означала и мирную жизнь (римляне говорили: «cedant arma togae» — «оружие уступит место тоге»); общественно-политическую деятельность, политическое красноречие («toga enitescere» —«добившийся тоги, проявивший красноречие»); гражданскую власть, сенат («dercreto togae» — «закон тоги»).
Юноша в шестнадцать лет надевал мужскую тогу («toga virieis»). Дети полноправных римлян и высшие сановники носили тогу с пурпурной каймой («toga praetexta»), претендент на высшую должность получал право на белоснежную тогу («toga candida», откуда произошло слово «кандидат»), по идее им мог быть человек с незапятнанной репутацией. Консульскую тогу («toga palmeta») украшали пальмовым узором; триумфатор облекался в расшитую тогу («toga picta»). Императорской тоге надлежало быть пурпурной («toga purpurea»).
По случаю траура надевали серую тогу («toga pullа»). В серую тогу облачался обвиняемый. Несправедливо обвиненный демонстрировал свою запачканную тогу, чтобы вызвать общественное сочувствие.
Тога была одеждой дорогой и торжественной. Ее надевали, когда отправлялись в цирк и театр, в суд или на встречу триумфатора. Под тогу надевали тунику и подобие фартука, в какой-то мере заменявшего штаны, отвергавшиеся как варварская одежда.
Поначалу тога была небольшой. Но с ростом социальных претензий древних римлян росли и размеры тоги: в конце концов, длина ее достигла пяти с половиной, а ширина трех с половиной метров. Тога обязывала к неторопливым движениям и величественной осанке, иначе это сложное сооружение могло просто развалиться. В императорском Риме высокое положение приводило к содержанию штата слуг, которым поручалась забота об одежде знатного лица. Среди обслуги императора значились: ведающий триумфальной белой одеждой императора, ведающий его охотничьей одеждой, театральный портной. Как правило, все эти люди были вольноотпущенниками.
Знатные римские матроны на тунику надевали столу («stola»), как правило, имевшую рукава. Столой называли и самих римских матрон. Куртизанкам запрещалось надевать столу, ибо это была одежда «честных» женщин; куртизанки носили мужскую тогу. Поверх столы носили паллу («palla») — широкий и длинный плащ, в какой-то мере прототип современного дамского пальто. Ко II веку тога утратила свой общественный престиж, ее регламенту уже никто не подчинялся. Недаром классик сатиры Древнего Рима Ювенал сетовал: «nemo togam sumit, nisi mortus» — «лишь покойника кутают в тогу».